?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

      Марат Гельман вот тут написал:




Кто-то из культурологов сказал сегодня: «современная культура не фортепианна а органна» – в том смысле, что звуки, родившиеся вчера, не исчезают, а накладываются на сегодняшние. Поэтому те, кто вчера были актуальны – не «устаревают», а являются частью мелодии культуры. Архаисты – это те, кто пытается продолжать сегодня то, что было актуально вчера.

      Я обычно прибегаю к другой метафоре – «культурного ландшафта». Когда вся история культуры не последовательна, а одновременно присутствует в культурном поле. И тогда, например, понятно, почему для нас средневековые иконы ближе к авангарду, чем живопись 19 века. Так как пейзаж зависит от точки, в которой мы находимся. Что-то из неё не видно, какие-то далёкие предметы почти касаются друг друга.




 


      Предлагаю довести эту мысль до конца. Задумаемся: что это за специфический культурный ландшафт, в котором близкое кажется более важным просто в силу точки, в которой мы находимся, а далёкие предметы почти касаются друг друга, сливаясь на горизонте в дрожащее марево? В каком месте мы можем одновременно видеть представителей разных эпох, от иконы до авангарда? Где одинаково важны и чтимы и бездарный графоман и признанный гений, скромный аутсайдер и властитель дум? Где благодать Господня осиявает всех в равной мере, а взгляд путника задумчиво скользит, не в состоянии остановиться на чём-нибудь одном?

      Это кладбище. Кладбище Западной Культуры. Представим его себе. Величественные гробницы на горизонте – пирамиды Египта или, может быть, Парфенон? Сложно увидеть – заслоняют надгробия «передвижников» и аляповатые саркофаги неоакадемизма. Смотрите, кто-то возлагает цветы к вычурным барельефам позднего Ренессанса, несёт венки к готическим часовенкам с сумрачными ангелами по краям. Траурная процессия движется к исполинскому бронзовому истукану на холме, ослепительно сверкают на солнце огромные буквы грузинской фамилии, … но отсюда трудно разобрать. А что это за странные конструкции в стороне? Вероятно, русский авангард, нужно подойти поближе, давайте пройдем через рощу с уютными погребальными урнами времён бидермейера. Какие-то дети играют в тени загадочной статуи – Де Кирико? Магритт? Дали? Кладбищенские мусорные баки стали мемориалом московского концептуализма, делегация искусствоведов топчется возле них битый час. Торгующие искусственными цветами нищие – ветераны перформанса, готовящиеся потихоньку войти в Историю. Медленно движемся среди могил навстречу надвигающимся сумеркам.

      Впрочем, есть на этом кладбище одна несправедливость, которую следует исправить. Творцы западной культуры увековечены в камне, нашли своё последнее пристанище запечатлённые ими исторические личности – малые и большие. Но среди их могил мечутся духи особого рода – духи странные, всем известные, однако же, не погребённые. Это безымянные персонажи. Известно, что зачастую художник пишет не портрет, но образ, составленный из многих лиц – типаж, стилизованный, условный, архетипический. Не имея реального прототипа или являясь изображением прототипа не установленного, безвестного – и, вместе с тем, узнаваемые всеми по воле (или вине) художника – эти симулякры лишены надежды на вечное упокоение ибо безымянны и немы.

      «L'art c'est un combat» (Искусство – это война) говорил Милле. Пришла пора предать земле всех солдат этой войны.




Кто бы ты ни был, мальчик изображённый Пинтуриккио, покойся с миром!





Дама в шляпке Пауля Клее – земля вам пухом!





Загадочная красавица Леонардо – спи спокойно!





Трудолюбивый крестьянин Малевича – со святыми упокой...





Пармиджанинова дама в тюрбане, прости нас за нерасторопность...






Татлинский матрос, давно плавающий по иным морям, вот твоя гавань.





Мир вашему праху, безвестные солдаты искусства.


* * *


      Проект «Могила неизвестного персонажа» принимал участие в выставке «Ночь в музее», проходившей с 24 декабря 2009 по 28 февраля 2010 года в Музее современного искусства ПЕРММ. Куратор выставки – Марат Гельман.





Выставка "Пермский миф.Непроявленное", Центральный выставочный зал, Пермь - 2011 г.

Пермский миф. Непроявленное



Выставка "Безусловная реальность", галерея Эрарта, Санкт-Петербург - 2012 г.

Выставка в галерее Эрарта



Выставка "ANONIMOUS", музей ПЕРММ, Пермь - 2012 г.




Выставка "Вектор Перми", Винзавод, Москва - 2013 г.




 

Тэги:

Comments

( 43 комментария — комментировать )
spermyou2
26 ноя, 2009 09:49 (UTC)
матрос и крестьянин понравились.
lapis_exillis
26 ноя, 2009 10:38 (UTC)
заслуга Татлина и Малевича)
(Удалённый комментарий)
lapis_exillis
26 ноя, 2009 10:39 (UTC)
ага, конечно сам
(Удалённый комментарий)
(без темы) - lapis_exillis - 26 ноя, 2009 10:52 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
maratguelman
26 ноя, 2009 10:23 (UTC)
можно не только кладбище, советскую доску почета.
lapis_exillis
26 ноя, 2009 10:38 (UTC)
Доска почёта все-таки явление преходящее :)
(без темы) - maratguelman - 26 ноя, 2009 12:20 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lapis_exillis - 26 ноя, 2009 12:48 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lapis_exillis - 26 ноя, 2009 12:52 (UTC) - Развернуть
vash_pasha
26 ноя, 2009 10:35 (UTC)
изящный проект и текст умно написан
(без темы) - senat_perm - 26 ноя, 2009 16:39 (UTC) - Развернуть
kaplly
26 ноя, 2009 10:42 (UTC)
Эффектно и страшновато! Но почему-то всё противится этому - они ,что здесь на надгробьях, не мертвые. Мертвые всё-таки другие и им нет числа, кто были кумирами, кому (образам, персонажам в искусстве)поклонялись, но сегодня их можно найти только на кладбище, культурном таком кладбище, в запасниках ли, мертвым грузом ли в трюмах культуры, и т.д. Мысль интересная, визуализирована здорово, но ...не те!
(Удалённый комментарий)
(без темы) - lapis_exillis - 26 ноя, 2009 12:33 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
alena_w1
26 ноя, 2009 11:33 (UTC)
А мысель-то еще проще и еще заимствованнее, чем я думала :( Совсем никуда. Ну уж раз пришла...
Хоронили их уже в 20-е, ниче, теперь Малевич вполне в рядах образов уместен, вписался как миленький.
lapis_exillis
26 ноя, 2009 11:39 (UTC)
Насчёт >> Ну раз уж пришла... << вспомнился почему-то анекдот:
Девочки пошли в лес пописеть, увидели медведя, заодно и покакали)
(без темы) - alena_w1 - 26 ноя, 2009 11:41 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
leftlander
26 ноя, 2009 16:53 (UTC)
Текст роскошный. Ну, и работы... Спасибо. Добавлю, что западную культуру все хоронят по-своему. Это кладбище какое-то очень наше, больше похожее на склад покойников, без пиетета и помпы.
lapis_exillis
26 ноя, 2009 20:02 (UTC)
Наши кладбища похожи как раз-таки на выставки покойников, у тех кто побогаче - кто во что горазд, бедные, конечно, все почти одинаковые. Сейчас хоть оградки реже делают - нужно особое разрешение. А раньше ещё и отгораживались, вроде как на том свете, но клочок землицы все равно свой, собственный...
(без темы) - leftlander - 27 ноя, 2009 05:20 (UTC) - Развернуть
shaherezada
26 ноя, 2009 23:07 (UTC)
У вас дар концептуалиста.
Проект - врезается сходу.
garp2
28 ноя, 2009 20:38 (UTC)
это сильно! очень...
stop_igra
28 ноя, 2009 21:45 (UTC)
отвратительно
lapis_exillis
28 ноя, 2009 21:50 (UTC)
а нельзя ли поподробнее? Чем именно отвратительно?
(без темы) - stop_igra - 29 ноя, 2009 10:51 (UTC) - Развернуть
(без темы) - lapis_exillis - 29 ноя, 2009 11:54 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - lapis_exillis - 20 сент, 2010 08:17 (UTC) - Развернуть
(Удалённый комментарий)
(без темы) - lapis_exillis - 20 сент, 2010 09:19 (UTC) - Развернуть
pluto666
29 ноя, 2009 13:32 (UTC)
Нравится!
ОЧЕНЬ КЛАССНО!!! ТАКИЕВЕЩИ НАДО В РЕАЛЬНОСТИ ДЕЛАТЬ А НЕ В ФОТОШОПЕ!!! БУДЕТ ВООБЩЕ СУПЕР! СПАСИБО!
lapis_exillis
29 ноя, 2009 13:36 (UTC)
Re: Нравится!
спасибо)
была такая мысль, но это очень дорого.
dorfmeister
2 дек, 2009 16:07 (UTC)
Да, здорово, отличное попадание в правильную технику
dezzzperado
12 дек, 2009 12:33 (UTC)
а у Вас женщина есть?
ex_nedobalk
14 дек, 2009 16:05 (UTC)
чувак, круто.
второй раз за неделю радуюсь
jankyjanky
12 июн, 2010 12:03 (UTC)
Не понимаю, как это может казаться отвратительным. Идея остроумна и трогательна одновременно, и воплощена с большим вкусом. Изящная, ироничная игра на избитые культурологические темы, если угодно - игра в концептуализм)) Душевно)))
lapis_exillis
12 июн, 2010 12:17 (UTC)
спасибо на добром слове:-)
( 43 комментария — комментировать )

Profile

lapis_exillis
Антон Семакин

My Pictures


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тэги

Разработано LiveJournal.com
Designed by chasethestars